Источник: сайт журнала «Вода-Magazine»

Директор Некрасовского МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» (Ярославская область) Людмила Максимычева:

«Мы ни от кого ничего не ждем»

Новый год коллектив Некрасовского МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» (Ярославская область) встретил в приподнятом настроении — водоканал занял призовое место во Всероссийском конкурсе на лучшее предприятие, организацию ЖКХ за 2008 год. Для него это не просто успех, а крупное событие, большая победа. Ведь Некрасовское МУП «ВКХ» является типичным предприятием районного масштаба — с грузом разных проблем и очень скромными финансовыми возможностями, которое может рассчитывать только на себя. Тем ценнее любой построенный объект и завершенный проект.

О том, чем живет предприятие, как справляется с проблемами и благодаря чему развивается, в интервью журналу «Вода Magazine» рассказывает директор Некрасовского МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» Людмила Максимычева

— Некрасовское МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» заняло во Всероссийском конкурсе на лучшее предприятие, организацию ЖКХ за 2008 год призовое место. Кроме морального удовлетворения, это вам что-то дает?

— Это дает эффективные стимулы к развитию и предприятия, и сотрудников. Как бы тяжело ни было, мы всегда стараемся делать свое дело хорошо, насколько позволяют условия — финансовые и технические. Базовые направления в деятельности нашего предприятия — профессионализм сотрудников, рациональное использование всех видов ресурсов, расчетливый подход к затратам (у нас нет задолженности по налогам, минимальная дебиторская задолженность), создание нормальных условий для труда, повышения квалификации работников. И, конечно, приятно, когда все это получает позитивную оценку, причем на таком уровне.

— Некрасовское МУП «ВКХ» относится к самой многочисленной группе водопроводно-канализационных предприятий России. И именно эти предприятия, если судить по отзывам наших читателей, испытывают самые большие проблемы — финансовые, технические, организационные и т. д. В какой степени эти проблемы касаются вашего предприятия?

— Все перечисленные проблемы у нас присутствуют. Тем более что предприятие наше маленькое, расположено в небольшом районном центре с населением 6800 человек. Практически живем и работаем от аванса до расчета. Электроэнергия, налоги и минимум затрат на производственные нужды — это все, что дает нам экономически обоснованный тариф. А хочется иметь современное оборудование, автотехнику, материалы. Поэтому приходиться вертеться, брать, например, подрядные работы.

— В чем состоит специфика вашего водоканала?

— Наше предприятие оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению не только пос. Некрасовское, но и еще четырем отдаленным друг от друга поселениям — Приволжскому, Левашово, Строителю, пансионату «Левашово». И это главное неудобство в обслуживании. У нас, к сожалению, нет водопровода для технических целей. В летний период, когда интенсивно поливаются огороды, идет сезон поливов огородов, не хватает установленной мощности. То есть питьевая вода используется нерационально, но перспектива строительства такого водопровода отсутствует.

— На вашем предприятии остро стоит проблема с повышенным содержанием железа в воде. Когда будет построена станция обезжелезивания?

— Действительно, повышенное содержание железа в воде портит общую картину в сфере водоснабжения. Строительство станции обезжелезивания затянулось из-за отсутствия должного финансирования. Говорить о ее стоимости нет смысла, так как с каждым годом цены растут. Основным источником финансирования этого проекта является областной бюджет, доля местного бюджета составляет незначительную часть. В 2008 году из выделенных 16,5 млн. руб. нам перечислили только 3,5 млн. В 2009 году было выделено 10 млн. руб., что явно не хватает для окончания строительства. На 2010 год обещают еще 8 млн. руб. которых будет достаточно для ввода сооружений в эксплуатацию. Кроме станции обезжелезивания, рассчитанной на очистку 2500 м3 воды в сутки, запланировано построить резервуары чистой воды, станцию 2-го подъема, установку обеззараживания. Технологическую часть проекта и само оборудование разработало ЗАО «СП-СП» из Твери. Эта разработка привлекла нас не только технологией обезжелезивания, но и обслуживанием фильтров: мало требуется воды на промывку аэрофильтров от окиси железа, предусмотрено компактное размещение осадка.

— Обращает на себя внимание то, что вы интенсивно ищете сторонних инвесторов. На страничке МУП «ВКХ» на сайте муниципального образования даже размещено объявление «Хочется найти дешевый и эффективный способ нитрификации стоков. Рассмотрим все предложения». Какие результаты дают эти поиски?

— Инвесторов ищем года три, под разные проекты. Что касается нитрификации, то мы ищем по доступной цене проект, который даст эффективную очистку наших стоков. Но за это время было всего два отклика. Изучив ситуацию, потенциальные инвесторы исчезли. Беда в том, что у нас нет выгодных условий для инвестирования. При реализации проекта увеличивается себестоимость услуги, что не покрывается экономически обоснованным тарифом.

— Некоторые ваши коллеги утверждают, что проще найти финансирование, когда предприятие частное, а не муниципальное. Вы разделяете такое мнение?

— При маленьких объемах предоставляемых услуг, существующей системе тарифообразования и низком уровне платежеспособности населения не вижу никакой разницы. На наше предприятие года четыре назад приезжали специалисты, которые анализировали хозяйственно-финансовую ситуацию с целью создания частного предприятия. Говорили о разных скрытых резервах, но не нашли, и интерес к нам пропал. Но, в принципе, государственно-частное партнерство попробовать можно.

— В чем заключаются изъяны нынешней системы тарифообразования?

— Смотрите, что получается. В 2010 году мы будем жить по тарифам 2009 года, сниженных на 5%, с рентабельностью 2%. То есть при росте цен на энергоносители, ГСМ, материалы и прочее рост тарифов на наши услуги не предусмотрен. Разве это правильно? Поэтому приходится экономить практически на всем, брать подрядные работы. С 2010 года мы и этого будем лишены, так как действие строительной лицензии преждевременно прекращается, а вступить в саморегулируемые организации (СРО) нам не по карману.

— Как, по вашему мнению, должны устанавливаться и регулироваться экономически обоснованные тарифы?

— Экономически обоснованный тариф должен формироваться по единым нормативным затратам. Здесь нужно руководствоваться не платежеспособностью населения: чем меньше населенный пункт, тем меньше платежеспособность населения, а законом экономики: чем меньше объемы, тем дороже услуга. Чтобы не страдала отрасль, население и бюджет района, надо вернуть перекрестное субсидирование среди групп потребителей, когда третья группа (предприятия) имеет договорную цену (тариф), которая покрывает разницу между экономически обоснованным тарифом и фактической себестоимостью. Такая практика применяется во многих зарубежных государствах.

— Каким образом все же можно облегчить процесс привлечения инвестиций для маленьких водоканалов? Существуют здесь какие-нибудь решения?

— В нынешних условиях инвестору невыгодно вкладывать деньги под реализацию услуг: объемы маленькие, платежеспособность населения в сельской местности низкая, а основной потребитель — население. Если увеличить цену на услугу, будет расти задолженность по оплате. На мой взгляд, только государственные программы с софинансированием или долгосрочные инвестиционные программы могут помочь водоканалам нашего уровня с модернизацией и обновлением оборудования. Поэтому мы стараемся, чтобы наше предприятие было включено в ту или иную программу областного финансирования. Для этого заблаговременно разрабатываем проектную документацию, составляем программы развития предприятия, водоснабжения и водоотведения в районе. Участвуем в софинансировании этих мероприятий. Мы одни из первых в области разработали трехлетнюю инвестиционную программу общей стоимостью 4,458 млн. руб. (2,88 млн. руб. — на водоснабжение, 1,578 млн. руб. — на водоотведение). С 2008 года к экономически обоснованному тарифу добавилась и инвестиционная составляющая. И мы видим, что инвестиционная программа дает результаты. Пусть с отставанием (из-за роста цен), пусть не все мероприятия, но что-то все равно внедряется.

— Что удалось внедрить?

— В рамках инвестиционной программы совсем недавно ввели в эксплуатацию обеззараживающую установку сточных вод УОВ-СВ-50, разработанную ООО «Новотех-ЭКО» из Вологды. Обеззараживание происходит за счет ультрафиолета и ультразвука. Качество очистки стоков по микробиологическим показателям улучшилось до 100%. Высвободилось две рабочие единицы, и нет затрат на гипохлорит. Правда, установка потребляет электроэнергию, но эти расходы в 2,5 раза меньше, чем затраты на двух рабочих и гипохлорит. Кроме этого, отпадает потребность в дехлорировании стоков.

На ОСК-1, в рамках целевой областной программы «Отходы», реконструировали биофильтры в аэротенках-вытеснителях, заменили горизонтальные песколовки на тангенциальные. В результате повысилась пропускная способность очистных сооружений, улучшилось качество биологической очистки. Затраты составили 2 млн. руб. за два года. По этой же программе произвели капитальный ремонт воздуходувного отделения.

В 2006 году была разработана программа энергосбережения, рассчитанная до 2010 года. Большинство мероприятий, предусмотренных этой программой, мы выполнили. Начинали с оптимизации установленных электромощностей. В частности, заменили на менее энергоемкие три насоса на КНС. Отказались от электрокотельной, которая обогревала сооружения, не требующие тепла. Теплый воздух от воздуходувов направили взамен центрального отопления на двух комплексах очистных сооружений. Установили частотные преобразователи тока на артезианских скважинах и частотный преобразователь на сооружениях канализации. В результате утечки на сетях сократились на 26%, а потребление электроэнергии снизилось на 19%. К сожалению, достигнутый результат обесценивает постоянно растущая стоимость электроэнергии.

— Какой эффект дает оснащение потребителей приборами учета воды?

— У нас все артезианские скважины оборудованы узлами учета добытой воды. Потребители третьей группы (предприятия, организации, юридические лица) оснащены приборами учета на 100%, бюджетная сфера — на 98%, население — на 5%. Однако экономия воды не чувствуется, так как 78% от объемов подаваемой воды потребляет население, а 18% — социальная сфера. Население, как правило, устанавливает водосчетчики тогда, когда у них прописано больше людей, чем проживает на самом деле. По существующему законодательству оплата за услуги водоснабжения и канализации производится по прописке. Поэтому те, кто живет у родственников или снимает квартиру (в основном без прописки) водой пользуются бесплатно. Есть еще проблема и другого рода. Практика показывает, что через 1,5—2 года после установки водосчетчика чаще засоряется канализация. Люди экономят, что называется, по «полной», используя минимум воды при мойке посуды. А при небольшом количестве воды жиры полностью не смываются, что ведет к засорам. В результате сэкономленные деньги жители тратят на сантехников и замену канализационных труб, а нам прибавляется работы на магистральных сетях.

— Какой помощи вы ждете от региональных, федеральных властей в решении проблем, с которым и сталкиваются предприятия ВКХ?

— Откровенно скажу: ни от кого ничего не ждем. На сегодняшний день созидательных законов для нашей отрасли не вижу. Если власти не могут «отпустить» тарифы, то пусть хотя бы профинансируют приобретение аварийной и специализированной автотехники. Неважно, будет это федеральный или областной уровень. Наш местный бюджет не имеет такой возможности. Нужны государственные целевые программы по реконструкции и капитальному ремонту сооружений ВКХ на реальных условиях. Сегодня есть программы, в том числе и «Чистая вода». Но деньги будут выделяться только под готовые проекты. А проекты сегодня стоят очень дорого и в тарифы такие затраты заложить невозможно.

В свое время нам передали и продолжают передавать ведомственные сооружения, полуразрушенные, без всякого финансирования для их восстановления. На какие средства их восстанавливать? Для этого на законных основаниях должны выделяться деньги на эти нужды. Необходимо навести порядок в тарифной политике на услуги водоснабжения и водоотведения. Сегодня приоритет расставлен между электроэнергией, газом и теплом, а наша отрасль работает по остаточному принципу. Но даже дети знают, что вода — это жизнь. И от того, какие стоки мы сбрасываем, напрямую зависит качество воды, которую мы будем пить.

Справка

Директор Некрасовского МУП «ВКХ» Максимычева Людмила Ивановна

В 1976 году окончила МЖКТ по специальности технолога водоснабжения и очистки сточных вод. Работала начальником участка ВКХ, главным инженером и директором РПО ЖКХ. С 2000 года — директор Некрасовского МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство».

Награждена нагрудным знаком «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства», победитель всероссийского конкурса на звание «Лучший муниципальный служащий».

МУП «Водопроводно-канализационное хозяйство» Некрасовского района Ярославской области

Предприятие создано в 2000 году. Количество работающих — 57 человек. Обеспечивает водой и очищает сточные воды пяти поселений: Некрасовское, Приволжский, Левашово, Строитель, пансионат «Левашово». Водоснабжение района базируется на подземных источниках. Общая проектная мощность водозабора 2500 м³/сут., фактическая — около 1800 м³. Всего эксплуатируется 14 артезианских скважин. На балансе предприятия более 60 км водопроводных сетей, 47 км сетей канализации, семь канализационных насосных станций и три комплекса очистных сооружений канализации (ОСК) общей мощностью 2000 м³/сут. Один комплекс очистных сооружений канализации ОСК-1 — классического (механического и биологического) типа с выпуском в реку Солоница. Два других состоят из компактных установок КУ-200. С ОСК-2 очищенные стоки поступают в реку Волга, а с ОСК-3 на рельеф. В основном все сооружения и сети 25—50-летней давности.